> Главная
|
Первой международной конференции «Промышленная политика Российской Федерации в индустрии строительных металлических конструкций в условиях глобализации мировой экономики ХХI века» г. Москва 23 октября 2003 г. Организаторы – Госстрой России и некоммерческая организация «Национальная ассоциация производителей стальных гнутых профилей» при поддержке ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» и Группы предприятий «Стальные конструкции». Цель проведения конференции 1) обсуждение современного состояния индустрии строительных металлических конструкций (металлостроительной индустрии) России и стран СНГ; 2) поиск путей и способов повышения эффективности, конкурентоспособности и инвестиционного потенциала металлостроительной индустрии; 3) совершенствование нормативно-технического обеспечения развития металлостроительной индустрии РФ, в том числе в связи с вступлением в силу Федерального закона «О техническом регулировании»; 4) обсуждение перспектив развития металлостроительной индустрии в связи с предполагаемым вступлением России во Всемирную торговую организацию. В работе конференции приняли участие представители органов государственной власти России, ученые, руководители и специалисты-практики из разных регионов Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, других зарубежных стран в количестве более 300 человек. Заслушано более 15 докладов и сообщений по законодательным, нормативно-техническим, экономическим, организационным и другим проблемам развития металлостроительной индустрии. Все выступающие проявили глубокое знание проблем индустрии, понимание необходимости объединения усилий в их решении, сообщили о важных практических результатах. Проектирование и возведение зданий, сооружений и других объектов с широким использованием металлических конструкций признано одним из наиболее перспективных направлений развития строительной отрасли Российской Федерации. Заслушав и обсудив выступления представителей органов законодательной и исполнительной власти Российской Федерации, руководителей и специалистов предприятий и организаций металлостроительной индустрии России, стран СНГ и других зарубежных стран участники конференции ОТМЕЧАЮТ: 1. За истекшие 12 лет социально-экономических реформ в России и в странах СНГ сформировалась и в целом успешно функционирует отрасль народного хозяйства, охватывающая проектирование, изготовление, монтаж и эксплуатацию строительных металлических конструкций – металлостроительная индустрия Российской Федерации. В России ежегодно изготавливается и монтируется приблизительно 3 млн. тонн металлоконструкций. В общей структуре потребления черного проката, поставляемого на российский рынок, доля предприятий металлостроительной индустрии в среднем составляет более 25%, а по некоторым видам металлопродукции (рулонная оцинкованная сталь и сталь с декоративно-защитным покрытием) – до 80%. Общая численность занятых в отрасли - не менее 1 млн. человек, и социальная составляющая их эффективной работы во многом определяет настоящее и будущее российского государства. Предприятия индустрии производят весь комплекс работ по проектированию, производству и монтажу строительных металлоконструкций. В Российской Федерации производятся все основные виды строительных металлоконструкций и строительных материалов из металла включая: - антенно-мачтовые и башенные конструкции (башни и мачты радиорелейных линий, радиоцентров и ретрансляторов), опоры линий электропередач, телевизионные башни; - мостовые металлоконструкции (пролетные строения и опоры), путепроводы, эстакады; - многоэтажные здания производственного, административного, культурно-бытового, медицинского и др. назначения; - арочные здания, используемые под ангары, стоянки техники, склады и т.д. - машинные залы, котельные отделения, склады топлива, перегрузки и подачи топлива и другие сооружения теплоэнергетики; - спортивные сооружения с купольным, мембранным и висячим покрытием; - крытые рынки из легких металлических конструкций и торговые павильоны; - сборно-разборные мобильные здания из блок-контейнеров для бытовых помещений и жилья (в том числе, для районов Крайнего Севера); - опорные конструкции глубоководных оснований из труб для морских стационарных платформ бурения нефти; - металлоконструкции горного шахтного оборудования; - резервуары для хранения топлива, жидкостей и газов (в т.ч. – агрессивных); - профилированный настил, панели типа «Сэндвич», металлочерепица и т.д. Качество, технико-экономические и эксплуатационные характеристики российской продукции во многих случаях превосходят аналогичные западные образцы. При этом научно-технический прогресс в отечественной металлостроительной индустрии основывается не только на зарубежных научно-технических разработках и закупках импортного технологического оборудования, но и в значительной мере на собственных проектно-технических решениях. Многие российские предприятия металлостроительной индустрии (ЦНИИПСК им. Мельникова, ООО «Венталл», Группа предприятий «Стальные конструкции», ОАО «Завод металлоконструкций» (г. Санкт-Петербург), предприятия и организации, входящие к ОАО «Концерн «Стальконструкция» и др.) сертифицированы по международным стандартам качества серии ISO 9000. Среди заказчиков и потребителей металлоконструкций – министерства и ведомства страны (МЧС России, МПС России, Госстрой России, Госстандарт России и др.), органы государственной власти субъектов Российской Федерации, крупные предприятия и организации страны (ОАО «Мосэнерго», ОАО «Газпром», ОАО «Вымпелком» и т.д.), иностранные компании. Основными поставщиками металла для российских предприятий металлостроительной индустрии являются ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат», ОАО «Северсталь» (г. Череповецк), металлургические комбинаты стран СНГ.
2. Наряду с несомненными позитивными результатами, достигнутыми в российской металлостроительной индустрии, участники совещания отмечают проблемы, сдерживающие ее дальнейшее эффективное функционирование и развитие. К числу наиболее важных проблем относятся: - отсутствие целостной государственной политики в области металлостроительной индустрии. В России на сегодняшний день не сформирована система законодательных, нормативно-технических, организационных и других концептуальных и программно-плановых документов, определяющих перспективы развития металлостроительной индустрии и взаимосвязанных между собой по целям, задачам, финансовым ресурсам, времени и механизмам реализации; - утрата координации работ в научно-технической и производственной областях индустрии. Среди органов исполнительной власти страны нет министерства (ведомства), в полной мере занимающегося вопросами развития отечественного металлостроения. - низкий технический уровень многих российских предприятий, его несоответствие современным требованиям. Так, уровень износа основного производственного оборудования на некоторых российских предприятиях металлостроительной индустрии достигает 50% и более. - необходимость совершенствования системы подготовки и переподготовки кадров, обобщения и распространения передового опыта. В индустрии металлостроения ощущается острый дефицит специалистов, подготовленных с учетом новейших требований к строительству (как инженерных специальностей: проектировщиков, конструкторов, так и рабочих специальностей). - несоответствие нормативной документации в области проектирования, производства, монтажа и эксплуатации строительных металлических конструкций требованиям практики и действующему законодательству в сфере технического регулирования. Многие действующие на сегодняшний день ГОСТы требуют значительной доработки, а в ряде случаев – коренной переработки с учетом достижений отечественного и зарубежного металлостроения, появления новых видов конструкционных металлов, защитно-декоративных покрытий, новых технологий и т.д.). - значительное снижение требований к лицензированию, контролю и надзору за качеством выполнения проектных, производственных и строительно-монтажных работ. На рынке строительных услуг прослеживается тенденция количественного роста структур, занимающихся проектированием и монтажом крупных, технически сложных объектов, не имея для этого ни достаточного опыта практической деятельности, ни квалифицированных кадров, ни необходимой проектно-конструкторской и производственно-технологической базы. В результате дискредитируется сама идея использования металла в строительстве как перспективного вида строительных материалов! - отсутствие отработанных схем взаимодействия органов государственной власти, отраслевых некоммерческих организаций и предприятий (в том числе по вопросу реализации положений Федерального Закона «О техническом регулировании».
Решение перечисленных проблем требует концентрации усилий органов законодательной и исполнительной власти всех уровней, руководителей предприятий и организаций металлостроительной индустрии, отраслевых общественных организаций на приоритетных направлениях развития отечественного металлостроения на базе новейших разработок отраслевой науки, зарубежных технологий, опыта передовых предприятий.
3. Участники конференции считают, что эффективное развитие металлостроительной индустрии, как и других секторов экономики России и стран СНГ, во многом зависит от государственных приоритетов в сфере инвестиций, защиты внутреннего рынка, поддержки в проведении научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ, способных вывести строительный комплекс страны в число наиболее развитых и конкурентоспособных отраслей народного хозяйства. При этом в современных условиях первостепенное внимание следует сосредоточить на дальнейшем совершенствовании государственно-правового, нормативно-технического и оранизационно-структурного обеспечения деятельности индустрии. Основными мерами, способствующими развитию отечественного металлостроения, реализация которых должна осуществляться на федеральном уровне, необходимо отнести следующие: совершенствование законодательства с целью создания условий для повышения инвестиционной активности, эффективности и конкурентоспособности предприятий и организаций металлостроительной индустрии; создание единой системы технического регулирования в области проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации строительных металлических конструкций; защиту российских предприятий и организаций металлостроительной индустрии в условиях нарастающей глобализации мировой экономики и экспансии иностранного капитала в Российскую Федерацию (включая разработку эффективных государственно-правовых и экономических механизмов поддержки экспорта продукции и услуг российских предприятий индустрии строительных металлоконструкций, а также снижение ставок таможенных пошлин на технологическое оборудование, сырьевые компоненты и запасные части, не производимые в Российской Федерации); совершенствование системы взаимоотношений между органами государственной власти, отраслевыми общественными объединениями и коммерческими структурами, между производителями и переработчиками металла, между металлостроительной индустрией и смежными с ней отраслями; включение важнейших научно-исследовательских работ, ориентированных на создание новых высокоэффективных технологий по производству строительных металлических конструкций в действующие и разрабатываемые федеральные целевые программы (включая Федеральную целевую программу «Национальная технологическая база», разделы I «Технологии новых материалов», IX «Технологии промышленного оборудования», XVIII «Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы», XIX. Комплекс мер, направленных на повышение конкурентоспособности отечественных технологий, продукции и их научно-технического уровня на основе внедрения международных стандартов качества и сертификации»); совершенствование системы подготовки и повышения квалификации специалистов, способных грамотно работать в современных экономических условиях, производить и реализовывать конкурентоспособную продукцию и услуги на внутреннем и международном металлостроительных рынках;
По предприятиям металлостроительной индустрии, достаточно широко представленным на территориях практически всех субъектов Российской Федерации и вносящим существенный вклад в развитие региона, инициатива в вопросах формирования приоритетов и мер поддержки конкретных производителей должна принадлежать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Основой для ускорения роста металлостроительной индустрии в региональном разрезе должна стать разработка и принятие законодательных и нормативно-правовых актов субъектов Российской Федерации, направленных на создание цивилизованного рынка строительных металлоконструкций, стимулирование привлечения отечественных и иностранных инвестиций, повышение качества, конкурентоспособности и безопасности продукции и услуг, максимальное использование местных сырьевых ресурсов в интересах предприятий металлостроительной индустрии.
4. Участники конференции отмечают возрастающую роль отраслевых профессиональных некоммерческих организаций в вопросах формирования и реализации государственной промышленной политики. Уже сейчас они проводят выставки, семинары, круглые столы, конференции по актуальным вопросам развития отраслей, начинают финансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, разработку методических и нормативно-технических документов – технических регламентов и стандартов. Анализ ситуации в отдельных секторах рынка, подготовка рекомендаций для органов государственной власти и экспертиза готовящихся решений в соответствующей области - задача отраслевых промышленных союзов во всех развитых странах мира. Принимая во внимание положения Федерального Закона Российской Федерации «О техническом регулировании» и перспективы вступления России во Всемирную торговую организацию, роль некоммерческих организаций в решении отраслевых проблем, представлении и защите интересов предприятий и организаций на национальном и международном уровне будет неуклонно возрастать.
5. Участники конференции обращают внимание государственных органов на то, что на сегодняшний день отечественная металлостроительная индустрия ориентирована, главным образом, на внутренний рынок страны. В связи с этим одной из важнейших задач государства, отраслевых общественных организаций и предприятий является тщательная подготовка индустрии к планируемому вступлению России во Всемирную торговую организацию и выходу на российский строительный рынок иностранных конкурентов. Участники конференции отмечают, что в дальнеперспективном плане Россия заинтересована в членстве в ВТО в целях обеспечения равноправного участия в международных экономических отношениях. Вступление в ВТО позволит российской металлостроительной индустрии: - получить возможность участвовать в мировой торговле продукцией и услугами на равноправных условиях; - повысить инвестиционную привлекательность индустрии за счет прогнозируемых торгово-политических условий для иностранных инвесторов и облегчения для них экспорта продукции, производимой в России, на рынки третьих стран, а также реинвестирования прибыли; - унифицировать отечественные технические регламенты и стандарты с международными, что будет способствовать расширению экспорта продукции и услуг российской металлостроительной индустрии. Вместе с тем, до вступления в ВТО необходимо подготовить и реализовать комплекс мероприятий по преодолению возможных негативных последствий для отечественного металлостроения . В частности следует учитывать, что: - членство в ВТО ограничивает свободу государства в применении прямых мер регулирования внешнеэкономической деятельности, особенно ограничивающих импорт; - устранение прямого государственного регулирования внутренних цен на энергоносители и сближение их уровня с уровнем мировых цен вызовет рост затрат в энергоемких отраслях и приведет к снижению ценовых конкурентных преимуществ российских предприятий; - упрощение процедур доступа импорта на внутренний рынок страны рынок при существующих элементах экономической и социально-политической нестабильности может сделать более привлекательным ввоз ряда металлостроительной продукции из-за рубежа по сравнению с иностранным инвестированием в создание производственных мощностей в России; - значительное возрастание конкуренции может привести к спаду отдельных видов промышленного производства и даже закрытию некоторых неконкурентоспособных предприятий российского металлостроения; Учитывая специфику рынка металлостроительной продукции, участники конференции считают вопрос поддержки отечественного производителя при отработке конкретных механизмов вступления России в ВТО основополагающим.
6. Исходя из современного состояния, существующих проблем и перспектив развития индустрии металлостроения России и стран СНГ, участники конференции принимают следующие согласованные решения и рекомендации:
· Признать эффективность, высокий организационный уровень и практическую ценность состоявшейся конференции, выявившей многообразие проблем индустрии металлостроения России и стран СНГ, а также широкий диапазон взглядов на перспективы ее развития. · Обратиться в Правительство Российской Федерации с предложениями: - рассмотреть вопрос о возложении на Государственный комитет по строительству и жилищно-коммунальному комплексу функций координации деятельности по развитию российской металлостроительной индустрии. Одновременно с этим внести изменения в Положение о комитете и его организационно-штатную структуру с выделением в составе Комитета соответствующего структурного подразделения; - включить представителей отраслевых профессиональных некоммерческих организаций металлостроителей к работе по проведению экспертных оценок готовящихся законопроектов, постановлений и ведомственных актов для обеспечения их наибольшей эффективности. Привлекать высококвалифицированных специалистов металлостроительной индустрии для работы в межведомственных комиссиях и других аналогичных структурах органов исполнительной власти, деятельность которых затрагивает сферу интересов участников конференции.
· Рекомендовать Государственному комитету по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Российской Федерации: - создать постоянно действующий координационный Совет по проблемам развития российской металлостроительной индустрии; - в состав координационного Совета включить руководителей отраслевых профессиональных некоммерческих организаций металлостроителей; - международные конференции по проблемам металлостроительной индустрии проводить не реже одного раза в 2 года. · Рекомендовать Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации тесно увязывать внешнеэкономическую политику с промышленной политикой, содействовать реализации ее приоритетов и включать: - использование таможенных тарифов для защиты перспективных и значимых для общества и государства видов деятельности в области металлостроения и продукции металлостроительной индустрии; - активизацию системы предоставления государственных гарантий по экспортным кредитам и других форм поддержки экспорта продукции металлостроительной индустрии с высокой добавленной стоимостью (предоставление субсидий на работы по стандартизации, контролю и повышению качества продукции, проведение маркетинговой работы, активная дипломатическая поддержка и пр.).
· Рекомендовать Государственному комитету Российской Федерации по статистике возобновить ведение статистического учета по объемам производимой продукции и объемам работ, выполняемых российскими предприятиями и организациями металлостроительной индустрии. Конкретные перечни наблюдаемых показателей согласовать с Госстроем России и отраслевыми профессиональными некоммерческими организациями. · Рекомендовать Министерству промышленности, науки и технологий Российской Федерации рассмотреть и учесть предложения отраслевых профессиональных некоммерческих организаций металлостроителей по государственной поддержке перспективной наукоемкой продукции и технологий металлостроения с включением их в действующие и разрабатываемые Федеральные целевые программы; · Государственной Думе Российской Федерации ускорить принятие Федерального Закона «О саморегулируемых организациях». В Законе предусмотреть четкие механизмы взаимодействия отраслевых профессиональных некоммерческих организаций с органами государственной власти и управления Российской Федерации, в том числе по вопросам технического регулирования. Привлечь к разработке проекта данного Закона отраслевые профессиональные некоммерческие организации. · Обратиться в Комитет по промышленной политике Совета Федерации Федерального Собрания с целью оказания содействия отраслевым профессиональным некоммерческим организациям российских металлостроителей в организации зарубежных встреч на межпарламентском уровне с целью обмена опытом по вопросам развития металлостроительной индустрии. · Рекомендовать Министерству образования Российской Федерации совместно с Госстроем России, заинтересованными отраслевыми профессиональными некоммерческими организациями и ведущими строительными ВУЗами страны разработать и откорректировать существующие образовательные стандарты, учебные планы и учебные курсы по программам подготовки специалистов металлостроительной индустрии. В учебно-научной и производственной деятельности ВУЗов шире использовать передовой отечественный и зарубежный опыт проектирования, изготовления, монтажа и эксплуатации строительных металлических конструкций с опорой на новые компьютерные технологии обучения. · В целях координации взаимодействия предприятий и организаций металлостроительной индустрии с органами государственной власти, представительства и защиты интересов металлостроителей России и стран СНГ поддержать идею создания отраслевой саморегулируемой некоммерческой организации «Некоммерческое партнерство «Международный Союз Металлостроителей». Обратиться к Президенту Национальной Ассоциации Производителей Стальных Гнутых Профилей с предложением сформировать и возглавить организационный комитет по созданию Союза. · Поручить Организационному комитету: - разработку Уставных документов по регистрации Союза с учетом предложений участников Конференции; - информирование научной и производственной общественности России и зарубежных стран о результатах работы Первой международной конференции «Промышленная политика Российской Федерации в индустрии строительных металлических конструкций в условиях глобализации мировой экономики ХХI века» и создании Некоммерческого Партнерства «Международный Союз Металлостроителей». - особое внимание обратить на региональные проблемы отечественного металлостроения. · Рекомендовать Госстрою России войти в состав учредителей Союза. · Деловому сообществу металлостроителей России и стран СНГ неуклонно формировать и распространять нормы бизнес-этики и общепризнанные правила делового оборота, которые бы обеспечивали высокий уровень корпоративной культуры, исключали недобросовестную конкуренцию и формировали рамки понятия «цивилизованный бизнес» как в индустрии металлостроения, так и в строительной отрасли в целом. · Выразить благодарность Госстрою России, Национальной Ассоциации Производителей Стальных Гнутых Профилей, ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат», Группе предприятий «Стальные конструкции» за организацию и поддержку работы Конференции. Участники конференции призывают к консолидации
все государственные, политические, общественные силы, финансовые и предпринимательские
круги России и стран СНГ для решения важной стратегической задачи сохранения
и приумножения промышленного потенциала наших государств
|
Организаторы конференции Спонсоры конференции |
© 2003 NAPGP - All rights reserved. |